Юнико - автоматизация аптек и аптечных сетей. Программы для аптек.Современный программный продукт для аптек и аптечных сетей, который охватывает все основные рабочие процессы в аптеке, от расценки, до формирования заказа p
Публикации
История вендинга Первый торговый автомат был описан еще до н.э. греческим математиком и механиком Героном Александрийским и предназначен он был для продажи святой воды в храмах древнего Египта. Известны упоминания об автоматах для продажи письменных принадлежностей в Поднебесной 11 века н.э. Современное поколение, жившее в СССР, помнит аппараты для продажи газированной воды, газет и одеколона. Сегодня в нашей жизни торговые автоматы встречаются довольно часто, хотя мы существенно отстаем по их количеству на душу населения по сравнению с той же Европой, не говоря уже о США и Японии, где этот показатель достигает 20–40 человек на один автомат. По данным российской Национальной ассоциации автоматизированной торговли, оборот российского рынка вендинга в 2012 году составил около 8,6 млрд рублей, а ежегодный прирост количества автоматов составляет приблизительно 22%. Около 72% работающих торговых автоматов – это точки по продаже кофе и напитков, 20% – снековые, и лишь 8% – остальные.
Какие преимущества Основное преимущество вендинга – отсутствие продавца. Кроме того,
• при продаже через торговый аппарат полностью исключается человеческий фактор, который зачастую приводит к недостачам и прочим неприятностям;
• вендинговый аппарат будет работать 24 часа в сутки, без перерывов и выходных;
• для начала бизнеса требуются небольшие вложения, при этом автомат окупается обычно не дольше, чем за 12 месяцев;
• продавец получает большую мобильность торговых точек, можете менять расположение торговых автоматов по своему усмотрению с меньшими затратами;
• обеспечивается высокая плотность складирования на небольшой площади, что позволяет значительно снизить расходы на арендную плату;
• формируется лояльный покупатель из числа тех, кто не хочет стоять в очереди за ходовым товаром или не хочет афишировать свою покупку;
• брендированный аппарат – это прекрасная рекламная площадка для продвижения торговой марки всей аптечной сети.
Быстрая окупаемость и последующая постоянная прибыль — разве это не веский аргумент для начала бизнеса с применением вендингового оборудования?
Чем обусловлено стремительное развитие вендинга в мире? Окупаемость автомата за рубежом не превышает 11 – 14 месяцев, а срок службы достигает 25 лет. Вендинг-машины приносят прибыль 100 – 500% годовых от вложенных средств, то есть срок службы окупается в 30–40 раз.
Что может ждать от вендинга руководитель аптеки? На этот вопрос мне ответила Галина Лукманова, руководитель одной из инновационных аптечных сетей города Пензы: «По-моему, аптечный автомат – инновация в аптечном деле, конкурентное преимущество. Он будет полезен особенно для молодых людей, не готовых тратить много времени на покупку и не нуждающихся в консультации фармацевта. В ночное время не нужно привлекать сотрудников, востребованные в дневное время фармацевты не охотно идут работать ночью, налицо и экономия ФОТ. Ассортимент: ОТС-препараты, БАД, контрацептивы и средства гигиены. С точки зрения нормативной базы по фармацевтической деятельности я не вижу разницы между продажей вышеупомянутого ассортимента через автомат и в аптеке с открытой формой выкладки при условии, что автомат будет расположен в помещении аптечного учреждения, конечно же, имеющего лицензию на фармацевтическую деятельность».
Что говорит закон
Возможна ли продажа медикаментов через торговые автоматы, если они расположены не в аптеке, имеющей лицензию на фармацевтическую деятельность, а в другом месте (например, в супермаркете)? На этот вопрос ответил директор юридической компании «Юнико-94» Марат Милушин.
«Строго говоря, ни Федеральный закон РФ от 12.04.2010 №61-ФЗ «Об обращении лекарственных средств» (в ред. от 29.11.2010), ни Отраслевой стандарт «Правила отпуска (реализации) лекарственных средств в аптечных организациях. Основные положения» ОСТ 91500.05.0007-2003, утвержденный Приказом Минздрава РФ от 04.03.2003 №80 (в ред. от 18.04.2007), ни какие-либо иные нормативно-правовые акты в явном виде не запрещают при розничной торговле лекарственными средствами использовать торговые автоматы. Однако следует иметь в виду, что при использовании такого рода устройств аптечная организация обязана обеспечить все установленные действующим законодательством об обращении лекарственных средств требования, в частности, условия хранения лекарственных средств, условия их отпуска и т.д.
В принципе, такой автомат может быть установлен и в другом месте, например, в супермаркете, но при этом должны выполняться определенные условия, в частности:
1. Помещение, в котором установлен такой автомат, должно использоваться аптечной организацией на законном основании в соответствии с пунктом 4а «Положения о лицензировании фармацевтической деятельности», утвержденного Приказом Минздравсоцразвития РФ от 06.07.2006 №416 (в ред. от 13.11.2010).
2. Указанное помещение должно отвечать всем требованиям указанного выше Отраслевогостандарта.
3. В указанном помещении должен постоянно присутствовать сотрудник аптечной организации для того, чтобы выполнялись требования пунктов 6.7, 6.8, 6.10, 6.12 Отраслевого стандарта.
4. Помещение, в котором установлен торговый автомат, должно быть указано в приложении к лицензии аптечной организации на фармацевтическую деятельность в соответствии с законодательством о лицензировании отдельных видов деятельности.
5. Помещение, в котором установлен такой автомат, должно использоваться только аптечной организацией и быть изолированным от других организаций в соответствии с пунктом 3.1Отраслевого стандарта.
Очевидно, чтобы выполнить перечисленные выше условия, аптечной организации необходимо фактически оборудовать в супермаркете аптечный киоск, полностью удовлетворяющий установленным законодательством требованиям.
Устройство и цена вопроса
Торговый автомат для продажи лекарственных средств состоит из:
- шкафа (стеллажа) для хранения товара;
- устройства выбора товара;
- устройства оплаты и расчета с покупателем;
- механизма транспортировки и выдачи товара.
В состав автомата может входить также кассовый модуль, программно-аппаратный комплекс для обеспечения видеосвязи с фармацевтом-консультантом, модем онлайн-мониторинга и т.д. Современные аппараты используют все самые последние инновационные технологии, поэтому подключаются к Интернету без наличия оператора, пользуются мобильной связью и могут отсылать СМС, а также принимают платежи с применением кредитных карт и мобильных телефонов.
На российском рынке представлено множество компаний, предлагающих специализированные аптечные автоматы зарубежного производства: как автономные, так и работающие только совместно с роботизированным складом. Стоимость таких решений может составлять от 2 млн рублей за автономный автомат на 150 упаковок.
По доступности наибольший интерес могут вызывать разработки отечественного производства. В зависимости от комплектации и емкости стоимость аптечного автомата может составлять от 180 тыс. рублей за витринный вариант общей вместимостью 450 шт. упаковок (30 наименований по 15 штук) и до 600 тыс. рублей за автомат с сенсорным экраном для выбора товара и общей вместимостью до 4200 наименований товара.
Безусловно, вендинг, обладая очевидными достоинствами, представляет высокий интерес для аптечного ретейла, но в полной мере он будет востребован только при обеспечении адекватной законодательной базой, которая сегодня не способствует развитию этого направления бизнеса.
|