Готовое решение для автоматизации аптек и аптечных сетей без абонентской платы. Подключение к ЧЕСТНОМУ ЗНАКУ и обеспечение работы с новой Маркировкой лекарств. Работа по всей России и СНГ уже более 28 лет. Профессиональный функционал для повседневной работы. Автоматическое обновление программы, забракованных препаратов и ЖНВЛП. Сопровождение клиентов – индивидуальный подход. *

Юнико - автоматизация аптек и аптечных сетей. Программы для аптек.Современный программный продукт для аптек и аптечных сетей, который охватывает все основные рабочие процессы в аптеке, от расценки, до формирования заказа p

Юнико - автоматизация аптек и аптечных сетей. Программы для аптек.Современный программный продукт для аптек и аптечных сетей, который охватывает все основные рабочие процессы в аптеке, от расценки, до формирования заказа h1

Юнико - автоматизация аптек и аптечных сетей. Программы для аптек.Современный программный продукт для аптек и аптечных сетей, который охватывает все основные рабочие процессы в аптеке, от расценки, до формирования заказа h1
сегодня: 15.11.2024 Добавить закладку Контакты
+7 (499) 346-35-95

Публикации

Источник: журнал "Фармацевтическое обозрение" Декабрь 2013 / №12 (141)

 

И тебя посчитали!   

 

Текст: Дмитрий Зеленин

 

Все чаще при посещении различных магазинов, супермаркетов и других предприятий розничной торговли, мы можем наблюдать небольшие приборы, размещенные на входах и выходах залов – это датчики системы подсчета посетителей (СПП). Нас считают. Какую цель преследует владелец, пересчитывая посетителей своего заведения?

  

Зачем считать?

Аксиома, не требующая доказательств, – прибыльность точки розничной торговли напрямую зависит от трафика посетителей, и в аптеках в том числе. Основные задачи маркетингового анализа – оценка конкурентоспособности предприятия, повышение эффективности и снижение затрат на ведение бизнеса, при этом сведения о количестве посещений, привязанные к часам, дням недели, неделям и месяцам, являются одним из важнейших параметров, используемых для проведения необходимых исследований.

 


Подсчет посетителей сделает бизнес более эффективным и конкурентным


 

В чем же конкретно заключается польза для аптеки от систематического подсчета посетителей и анализа полученных данных? 

Во-первых, это позволяет улучшить работу обслуживающего персонала:

 Прогнозируя уровень посещаемости аптеки в определенный период времени, можно составить оптимальный график работников первого стола, планировать различные служебные и хозяйственные мероприятия в часы наименьшей нагрузки – к примеру, регулярную уборку или завоз товара. В аптеке всегда будет работать оптимальное количество первостольников, а это позволит в свою очередь сформировать лояльного покупателя и более эффективно использовать фонд заработной платы сотрудников.

 

 Данные о количестве посещений в совокупности с количеством чеков можно использовать для построения системы мотивации. К примеру, в одной смене покупку совершает каждый второй посетитель, а в другой – каждый третий, и это происходит регулярно. Такой факт будет свидетельствовать о качестве работы с клиентами конкретных фармацевтов. Но вы можете влиять на ситуацию и более активно. Если каждое посещение «умной» системой еще и пишется на видео, в виде отдельного ролика, то в каждом случае вы будете знать, почему не была совершена покупка, и сможете предпринять меры, чтобы не повторить эту ситуацию. Кроме того, показатель «средний чек» станет объективным, случаи его завышения недобросовестными сотрудниками будут, что называется, на виду. В результате такой работы количество посетителей, ушедших без покупки, будет уменьшаться, а выручка будет расти.

  

Во-вторых, на основе собранных данных можно значительно повысить эффективность маркетинговых мероприятий. Вы сможете проводить различные акции именно в те часы и дни, когда эффект от их проведения будет максимальным. 

 

Считают все!

Считать посетителей просто необходимо и способов для этого очень много. Аптека точно знает, сколько покупок было совершено, об этом нам расскажут чеки, но информации о том, сколько клиентов ушло без покупки, в большинстве случаев нет. А это очень ценная информация. Вести учет посетителей можно обязать первостольника или охранника (в фармамаркетах таковые присутствуют), можно просматривать самостоятельно записи с камеры видеонаблюдения, но с учетом того, что делать это нужно постоянно, задача становится невыполнимой. Если в аптеке установлена система «электронная очередь», то вы получите точные данные о посетителях, за исключением тех, кто не пожелал взять талончик, а сколько таких было? В общем, получается, что специализированная СПП имеет неоспоримые преимущества: минимум трудозатрат для получения необходимых данных при высокой их достоверности.

 

Счетчики бывают разные

На сегодняшний день на рынке представлено множество систем подсчета посетителей, различающихся как производителем, так и используемой технологией.

 Инфракрасные счетчики (ИК) – самый распространенный класс. Бывают горизонтальные или вертикальные, с автономным питанием или работающие от сети, однонаправленные или двунаправленные (различают направление движения человека), выводящие данные на персональные компьютеры (ПК), соответственно, с подключением к ПК или на собственный экран. Счетчики с подключением к ПК бывают также проводными или беспроводными.

 

 Емкостные счетчики – это системы вертикального типа, принцип действия которых основан на идентификации изменения емкостных характеристик в небольшом объеме пространства. Емкостные счетчики не получили широкого распространения ввиду довольно большой стоимости и специфики монтажа – для эффективной работы устройства необходимо, чтобы датчики были установлены на высоте не менее 4-х метров. 

 

 Тепловизорные системы учета посетителей идентифицируют посетителей по исходящему от них тепловому излучению. Ее основное достоинство состоит в том, что она отслеживает каждого человека. Так что, даже если посетители будут двигаться хаотично, это не повлияет на точность подсчета. Часто тепловизорные системы реализуются как встроенные (к примеру, вертикальная рампа может содержать два типа датчиков – инфракрасные и тепловизорные). К плюсам тепловизорной технологии также относят простоту монтажа и полную независимость от освещенности, а к минусам – высокую стоимость (например, по сравнению с ИК-счетчиками) и зависимость от погодных условий (так, в России, из-за особенностей климата, тепловизорные системы не рекомендуется устанавливать близко ко входу, так как в холодное время года данные подсчета могут искажаться).

 

 Лазерные системы подсчета посетителей. Как и вертикальные ИК-счетчики, лазерные счетчики используют принцип отражения луча от тела человека, однако сенсором в данном случае является лазер, работающий в инфракрасном диапазоне. К преимуществам систем данного типа следует отнести низкую погрешность при подсчете потоков посетителей высокой интенсивности и способность охватить большую площадь (современные лазерные датчики могут совершать подсчет на расстоянии до 26 метров). При этом лазерные системы в отличие от инфракрасных и тепловых без проблем отличают людей от прочих крупных объектов.

 

 Чрезвычайно высоким качеством отличаются системы, созданные на базе технологии компьютерного зрения. Видеокамеры снимают людской поток, затем программа анализирует полученный видеоряд и различает отдельных посетителей. Данная технология практически полностью исключает погрешности подсчета, вызванные сложными траекториями движения посетителей, их длительным нахождением в месте прохода, а также вносом/ввозом крупногабаритных объектов. В результате общая точность подсчета достигает 98%. Помимо высокой точности, СПП, использующие технологию компьютерного зрения, обладают массой других преимуществ.

 

Так, они поддерживают широкие возможности интеграции в другие системы (охранные, видеонаблюдения и пр.), предоставляют пользователю дополнительную информацию (например, о направлении движения) и гибко подстраиваются под любое помещение. С помощью специального ПО их можно даже синхронизировать с базами данных о продажах, чтобы в режиме реального времени получать точные прогнозы уровня продаж на основе анализа посещаемости. Тем не менее, и у таких систем есть свои недостатки. В частности, их точность подсчета зависит от освещенности (при недостаточной освещенности она снижается) и от качества картинки (к ошибке могут привести даже блики на объективе камеры). К тому же, стоят системы компьютерного зрения немало, а их реализация требует достаточно высокой квалификации специалистов.

 

Как работает и сколько стоит

СПП может быть автономной или использующей для хранения и обработки данных специальное программное обеспечение, установленное на ЭВМ. Автономная система состоит из 2-х или более датчиков устанавливаемых на точке прохода посетителей, при этом информация о посетителях хранится на самом датчике, такие системы относительно дешевы и стоимость комплекта на одну точку прохода составляет от 5 тыс. рублей.

 

Профессиональные системы отличаются расширенными возможностями по предоставлению аналитической информации, могут объединять и анализировать информацию от десятков и сотен датчиков. Такие системы состоят из аппаратной и программной части. Программная часть может состоять из отдельных модулей, позволяющих конфигурировать систему и наращивать ее возможности. В аппаратную часть входят датчики или видеокамеры, если речь идет о системах, использующих технологии компьютерного зрения, коммуникационное оборудование и ЭВМ. Стоимость таких систем может составлять от 12 тыс. рублей за оснащение одной точки прохода.

 

Система приветствует вас!

Особый интерес вызывают СПП, использующие технологии компьютерного зрения. Возможности таких систем выходят далеко за рамки обычных СПП. Они не просто подсчитывают посетителей, но, будучи интегрированными в систему видеонаблюдения, создают ряд видеороликов, связанных с каждым посещением. Это дает руководителю возможность избирательно просматривать видеозапись, привязанную к конкретному посещению аптеки.

 

Кроме того, возможно использование данных систем в маркетинговых целях, а именно для избирательного доведения информации до посетителя, посетившего ту или иную зону аптеки. Например, когда посетитель подойдет к витрине с косметикой, система зафиксирует попадание объекта в сектор «косметика» и инициализирует запуск видеоролика о соответствующих акциях. При этом видеоролик выводится на дисплей (экран телевизора) размещенного, например, над витриной. Также при входе каждый посетитель аптеки может быть встречен приветствием, транслируемом на общем дисплее, с оповещением о проходящих в данный момент акциях. 

 

Считаем и анализируем

Отдельно необходимо остановиться на интеграции СПП и товароучетных аптечных программ. 

Информация, основанная на совместных данных товароучетной программы и СПП, позволит сэкономить время на проведение анализа и принятие решения руководителем. Но это может привести к дополнительным затратам на всевозможные доработки.

Насколько сложно с технической точки зрения реализовать интеграцию и насколько это может быть затратно для аптек? Этот вопрос я задал генеральному директору НТО «ЮНИКО» Игорю Луневу.

 

«С точки зрения построения необходимых отчетов никаких технических сложностей нет, это не сложная задача. Самое главное – получить от СПП данные в необходимом формате, поэтому при выборе системы необходимо обращать внимание на эту возможность. Что касается затрат, то если данное решение будет востребовано пользователями «ЮНИКО-АПТЕКА», то оно будет реализовано в плановом порядке, и такую возможность получат все пользователи при очередном обновлении, то есть никаких дополнительных финансовых затрат не будет».


Итак, подсчет посетителей сделает бизнес более эффективным и конкурентным. А производить подсчет будет намного проще, используя СПП. Остается выбрать подходящую систему и внедрить ее. При этом, конечно же, наиболее перспективные СПП – это системы, использующие технологии компьютерного зрения, поскольку их возможности намного шире.