Юнико - автоматизация аптек и аптечных сетей. Программы для аптек.Современный программный продукт для аптек и аптечных сетей, который охватывает все основные рабочие процессы в аптеке, от расценки, до формирования заказа p
Публикации
Классическая структура товарного запаса аптеки подразумевает деление на лекарственные средства, БАДы, изделия медназначения, космецевтику и т.п. Чтобы управлять финансовой стороной, предлагаю взглянуть на товарный запас с точки зрения скорости продаж (диаграмма 1).Тут нам поможет АВС-анализ. Обращаю ваше внимание, что аптечная учетная система обязательно должна включать АВС-анализ. Диаграмма 1. Структура товарного запаса по скорости продаж С этой точки зрения все товары делятся на: • ядро (наиболее продаваемые товары из (-) первых 100-150 позиций группы А); • тело (остаток от группы А и полностью группа B); • ассортиментные (группа С). Назвать последнюю группу полностью балластной нельзя, она будет присутствовать при проведении АВС-анализа всегда. Большую часть группы С составят ассортиментные позиции, которые нам необходимы. Но следует понимать, что в группу С также войдут: неликвидные товары, товары с истекающим сроком годности, некоторые дублирующиеся и оттого редко продающиеся товары. При проведении АВС-анализа вы увидите практическое подтверждение правила Парето (наибольшую долю продаж (около 80%) дает наименьшая группа товаров (около 20%). В фармацевтике процентное соотношение отличается (как правило, 10-15% товаров дают основной оборот), т.к. правило Парето все-таки больше соответствует производству 100-летней давности. После того как мы разделим все товары по группам, мы можем начать с ними работать. Составив список ядра ассортимента, необходимо обеспечить постоянное и безотказное присутствие этих товаров в нашей аптеке. И второе направление наших усилий - это постоянное сокращение балластных позиций. Разберемся с ядром Ядро - это те товары, которым свойственны высокие продажи, высокая прогнозируемость спроса (“гарантированный сбыт”) и, вероятно, высокая наценка. Таких позиций у вас может быть 100-150, не больше. И первое, что необходимо сделать, это ознакомить всех сотрудников со списком ядра. Фокусирование внимания сотрудников на самых продаваемых товарах предупредит их попадание в дефектуру, позволит вовремя реагировать на конкуренцию по цене с соседними аптеками, тем самым увеличив прибыльность. Для аптек, расположенных внутри ЛПУ, стоит использовать матрицу ассортимента и прописать позиции ядра жестко. Но, конечно, раз в месяц необходимо контролировать и пересматривать матрицу. Используйте в своей работе отчет по нулевым дням - этот отчет даст вам возможность контролировать качество и полноту присутствия товаров группы А. Дополнительно вы сможете оценить работу заведующей или сотрудника, ответственного за заказ. Еженедельно формируйте отчет по стоп - эффекту. Этот отчет будет особенно актуален для аптек, расположенных в ЛПУ. Благодаря ему вы сможете своевременно реагировать на резко изменившийся спрос на товары из списка топ-позиций и изменение структуры выписки в ЛПУ. Товары, которые надо сокращать Теперь перейдем к товарам, которые мы будем сокращать. 1) Неликвиды Это товары в аптеке без движения более 100 дней и товары с истекающим сроком годности. Обратите внимание, что в список неликвидов могут попасть товары сезонные (например, летом - шерстяные пояса, теплые колготки, зимой - средства для загара, средства от комаров). Для того чтобы сократить список "неликвидов", надо выполнить несколько условий: 1 список с неликвидами должен быть известен всем: и первостольникам, и заведующей; 2 этот список необходимо актуализировать не реже, чем раз в неделю; 3 результаты сокращения или прироста списка публично объявлять в аптеке; 4 желательно, чтобы результаты работы по сокращению списка неликвидов влияли на зарплату сотрудников. Но вычитание неликвидов из зарплаты первостольников - это демотивирующий фактор. 2) Дубли Это разные по наименованию, но одинаковые по своей сути товары для покупателя. Например, бинт стерильный и нестерильный. Зачастую посетителю аптеки нет необходимости купить именно нестерильный бинт. Поэтому можно оставить в ассортименте только стерильные. К дублям можно отнести одинаковые товары разных производителей (Анальгин 500*10 Медисорб и Анальгин 500*10 Тюменский). Тактика борьбы с дублями одна - объединять их в группы заказов. Бессмысленно расширять ассортимент позициями, аналоги которых уже представлены в ассортименте. И различия между ними для покупателя неясны. Т.е. при автоматическом формировании заказа в заявку поставщику будет попадать позиция, только если закончились все варианты. 3) Заказные позиции Часто возникает ситуация, когда товар, доставленный под конкретного покупателя, заказывается заново. “Заказные” товары, как правило, дорогостоящие и всегда редко продающиеся. Реализовать такие ошибочно заказанные товары будет крайне сложно. Учетная система должна уметь блокировать “заказные” позиции от автоматического заказа. Подведем итоги Работа по оптимизации складских запасов ведется в двух направлениях. 1 Обеспечение бездефектурного наличия первых 100-150 позиций группы А по АВС-анализу: • достаточный запас; • использование товарной матрицы; • контроль дней с нулевыми остатками; • контроль над стоп-эффектом. Все перечисленные мероприятия должна уметь обеспечивать ваша учетная система. 2 Сокращение балластных позиций: • публичный список неликвидов; (товары с низкой скоростью продаж, истекающие сроки годности, не путать с сезонными); • план продаж по неликвидам с еженедельным контролем (список неликвидов необходимо обновлять еженедельно, т.к. он будет пополняться устаревающими позициями); • объединяйте дублирующиеся позиции в группы для правильного формирования заказа в разрезе групп; • блокируйте повторный автоматический заказ товаров, пришедших “под заказ”. И главный совет - постоянно считайте. Считайте оборачиваемость склада (в целом и по группам). Один раз в месяц стройте АВС-анализ. Заведите себе табличку в excel или в google docs и заносите в нее еженедельно сумму остатка по аптеке - это вам позволит наглядно контролировать динамику склада. А если вы ее дополните данными по продажам, то оборачиваемость склада и его динамика (прирост, убыль) будет считаться автоматически. Добавив в таблицу сумму по неликвидам, вы получите готовый «монитор руководителя» с основными показателями вашей аптеки. |