сегодня: 16.06.2019 Добавить закладку Контакты

Публикации

Меняется все! Меняются покупатели, сотрудники, руководители и, конечно же, продажа и доход. Далеко не все существующие сейчас аптеки приносят своим владельцам реальную высокую прибыль. Хотите быть конкурентоспособны?! – постоянно меняйте тактику и стратегию работы. А кто будет этим заниматься? Очень часто обнаруживается, что людей, занимающихся анализом, почти нет. Персонал набран исключительно под текущие "производственные" задачи и не обладает необходимым потенциалом. В этой непростой ситуации оказывается полезной помощь внешнего квалифицированного консультанта.

Денис Анохин,

бизнес-тренер,

консультант

по развитию бизнеса

 

Консалтинг — деятельность по консультированию производителей, продавцов, покупателей по широкому кругу вопросов в сфере технологической, технической, экспертной деятельности. Иными словами, консалтинг - это любая помощь, оказываемая внешними консультантами в решении той или иной проблемы.

 

Многие руководители аптек просто не понимают, зачем нужны консалтинговые услуги

Крупные аптечные сети уже привыкли пользоваться услугами консалтинговых агентств, но небольшие аптечные сети и одиночные аптеки делают это крайне неохотно. Причина заключается в том, что многие руководители аптек просто не понимают, зачем нужны такие услуги и что они способны дать компании. Логика достаточно понятная – если у меня есть аптека, которая в месяц приносит столько-то денег, то чем может помочь консалтинг? Работники компании редко обладают соответствующей квалификацией. Они либо не могут дать ценные профессиональные рекомендации, либо настолько долго работают в компании, что уже не замечают, казалось бы, простых вещей, например, непрезентабельного внешнего вида аптеки (сломанные ступеньки, блеклая краска и т.п.), необходимости мерчандайзинга, смены программы лояльности, более эффективного управления запасами и т.п. Поэтому развитие небольших аптечных сетей и аптек идет по принципу «не получилось с этой, открываем следующую».

 

Так, согласно данным Росздравнадзора, по состоянию на 01.01.2010 г. в России работало чуть более 63,4 тыс. аптечных учреждений, аптек, аптечных пунктов и киосков, а вот по данным за 2011 год работает уже более 69 тыс., т.е. ежегодный прирост розничных точек продаж увеличивается более чем на 5 тыс.

Крупные аптечные сети пошли по другому пути развития: они вкладывают средства в развитие каждой точки, т.е. оптимизацию всех процессов, запасов, цен, ассортимента, а также изучение покупателей, спроса и разработку предложений для покупателей.

 

В течение 2011 года в журнале «Фармацевтическое обозрение» публиковались статьи, посвященные маркетинговому анализу, в которых разбирались некоторые ключевые показатели, с помощью которых можно увеличить продажи, и как следствие доход. Так вот это были лишь самые простые показатели, с которых можно начать оптимизацию процессов. Самое главное на первом этапе - провести их анализ для того, чтобы определить уязвимые места.

 

Умные бизнес-системы

Для повышения эффективности продаж применяют мерчандайзинг. Задайте себе вопрос: «Кто в вашей аптеке занимается мерчандайзингом, и занимается ли вообще?». Мерчандайзинг предполагает удобное распределение полочного пространства и торговых площадей, размещение товаров, их выкладку в торговом зале и презентацию, а также актуальную информацию для покупателей.

 

В связи с тем, что у руководителей часто не хватает на это времени, а иногда и специальных знаний, то на помощь приходят специалисты и соответствующее программное обеспечение, которые помогают грамотно и качественно провести такой анализ. Одно из направлений по «укрощению» данных - развитие систем бизнес-анализа.

 

Системы business intelligence (системы бизнес-анализа) – это аналитические системы, которые объединяют данные из различных источников информации, обрабатывают их и предоставляют удобный интерфейс для всестороннего изучения и оценки полученных сведений. Данные, полученные в результате такого анализа, помогают достигать поставленных бизнес-целей с помощью оптимального использования имеющихся данных. Такие знания могут использоваться для решения любых задач по анализу, управлению, прогнозированию и др. В отличие от стандартных систем отчетности они включают в себя богатые возможности для построения запросов, создания отчетов, визуализации данных и простой обработки полученных результатов непосредственно менеджерами и аналитиками, не являющимися специалистами в области ИТ.

 

Первые попытки внедрения BI-систем в России были предприняты в середине девяностых годов прошлого века. Спрос же на эти технологии начал стабильно расти с 2000 года, когда во многих организациях накопились значительные объёмы информации, и началось переосмысление IT-рынка в принципе.

 

Остается принять решение: кто будет выполнять обязанности маркетолога? Варианты ответа: сами, машины или специально обученные люди, имеющие практику в данной области, т.е. консультанты.

IT- компании постоянно ищут новые идеи для совершенствования своих программных продуктов, чтобы быть на шаг впереди остальных. Например, НТО «Юнико» ведет разработку системы «электронный маркетолог», в которой принимают участие ведущие специалисты-практики в области оказания консалтинговых услуг. В ближайшее время данная технология будет внедрена в аптеки, автоматизированные на базе программного комплекса «Юнико-Аптека».

 

Однако машины работают по заданному алгоритму, который не учитывает множество факторов, поэтому человеческий фактор надолго останется лидирующим, а востребование специалистов-аналитиков вскоре станет обычным делом.