сегодня: 16.06.2019 Добавить закладку Контакты

Публикации

Ассортимент и запасы тесно связаны между собой. Если ассортимент нужен для того, чтобы удовлетворить запросы покупателей, то деньги, вложенные в ассортимент – запасы, нужны для поддержания как спроса, так и имиджа предприятия. Чем шире и глубже ассортимент, тем больше покупателей будет удовлетворено, и тем больше средств будет потрачено на создание запасов.
Денис Анохин,
бизнес-тренер,
консультант
по развитию бизнеса


Как и любой другой показатель, товарные запасы измеряется в разных единицах. Так, товарные запасы можно измерять в рублях (по розничным ценам, по ценам себестоимости), в днях (на сколько дней хватит запасов), в упаковках и так далее. Однако в рознице принято измерять запасы в днях и рублях.
Вот пример одной аптечной сети.Для заведующих установлены нормы запасов, которые они могут держать. Товарный отчет сдается два раза в месяц, по состоянию на пятнадцатое и последнее число месяца. Соответственно, превышение установленных норм ведет к определенным последствиям. Итак, посмотрим график 1.

График 1. Динамика товарного запаса, октябрь 2010 г.



Получается, что мы установили норму, которая выполняется руководителями аптек, но по состоянию на конкретные даты. Эта картина с отрицательными пиками становится постоянной из месяца в месяц. Такая работа приводит к нежелательным последствиям, а именно: увеличение дефектуры в указанные дни, и как следствие, снижение продаж и дохода (диаграмма 1).


Диаграмма 1. Динамика продаж и дефектуры, октябрь 2010 г.


Товарные запасы - количество товаров в денежном или натуральном выражении, находящихся в торговых предприятиях, на складах, в пути на определенную дату.


Вывод напрашивается сам собой: контролировать запасы нужно в динамике, а не на определенные даты.
Необходимо отследить, куда же вложены запасы, в какие группы товаров, а также проанализировать продажи по этим группам (диаграмма 2).

Аптека ориентирована, в первую очередь, на продажу лекарственных средств, поэтому основные запасы будет занимать данная группа. Однако необходимо учитывать все группы товаров, т.к. они могут оказаться взаимодополняемыми, и выполнять важную роль в привлечении покупателей. Тогда как из данного графика видно, что не всем группам уделяется должное внимание. Например, товарный запас группы «детское питание» - 268 рублей, что говорит об отсутствии данного ассортимента. Как минимум, нам понадобиться провести анализ продаж данной группы товаров.

Диаграмма 2. Распределение товарного запаса по группам

Еще один нюанс возникает в выходные дни, когда нет подвоза товара. Помимо того, что во многих аптеках в эти дни падают продажи, так еще и дефектура - максимальная. В первую очередь, это связано с неправильным планированием остатков.
Вот еще ситуация в аптеке. Как правило, в четверг и пятницу делается заказ с учетом выходных, т.е. он увеличивается как в суммовом, так и количественном выражении. Конечно, это должно спасти аптеку от дефектуры, однако, на практике это не так (диаграммы 3, 4).

Диаграмма 3. Динамика товарного запаса и продаж, октябрь 2010 г.


Диаграмма 4. Динамика товарного запаса и дефектуры по дням недели


Мы видим, что идет снижение продаж и запасов, рост дефектуры увеличивается более чем на 20 процентов, по сравнению с рабочими днями
Чтобы избежать такой ситуации, необходимо нормировать остатки товаров, как минимум по группе «А» или ТОП-100 (200, 300 и т.д. в зависимости от возможностей, как времени, так и программного обеспечения).
При проведении XYZ-анализа, выделяется 3 группы: Х-товары стабильного спроса, Y-товары с известными сезонными колебаниями, Z-товары нестабильного спроса. А в сочетании двух анализов ABC/XYZ получаем 9 групп. С каждой из получившихся групп проводится отдельная работа по созданию страхового запаса, которую можно представить в виде таблицы 1.

Таблица 1. Прогнозирование спроса и запаса
AX – высокий оборот, стабильный спрос. Страховой запас 15 процентов
AY – высокий оборот, сильные колебания спроса. отсутствие – потеря оборота. Страховой запас
15-25 процентов
AZ – высокий оборот, нестабильный спрос. Очень важная группа. Нет смысла в страховом запасе. Держим минимальный запас. Оперативная доставка
BX – средний оборот, стабильный спрос. Страховой запас
10-15 процентов
BY – средний оборот, сильные колебания спроса. отсутствие – потеря оборота. Страховой запас
15-25 процентов
BZ – средний оборот, нестабильный спрос. K>100% есть смысл работать под заказ
СХ – низкий оборот, стабильный спрос. Страховой запас до 10 процентов
CY – низкий оборот, сильные колебания спроса. Страховой запас 15-20 процентов, т.к. это небольшая группа
CZ – низкий оборот, нестабильный спрос


Еще один важный показатель - оборачиваемость. Оборачиваемость - это соотношение скорости продаж к среднему товарному запасу за период. Большие запасы – замороженные средства, которые компания не может тратить на развитие, в то время как малые запасы дают нам такой страшный показатель как дефектура, и как следствие, потерю покупателей.
В аптеке часто товарные запасы измеряются в днях (например, запас на месяц). Запас сравнивают с продажами, и это есть не что иное, как оборачиваемость, которая, с экономической точки зрения, считается по формуле:





Обдн – оборачиваемость в днях
Образ – оборачиваемость в разах
ТЗср - средний товарный запас за период
ТОза период – товарооборот за период (продажа в рублях)
кол-во дней – количество дней периода, в котором измеряется оборачиваемость (обычно периодом является: месяц, квартал, полгода и год).


Конечно же, оборачиваемость нельзя считать по всем запасам, т.к. одни товары оборачиваются несколько раз в день, а другие могут лежать годами, поэтому этот показатель считают по каждой ассортиментной единице в отдельности.
Сам по себе показатель ни о чем не говорит, его надо сравнивать в динамике. Например, если оборачиваемость в днях растет – это отрицательная динамика, и говорит нам о том, что товар стал продаваться реже, и, следовательно, надо принимать меры. Еще оборачиваемость подсказывает, с какой отсрочкой лучше работать.

Итак, управление запасами требует значительных ресурсов как программных, так и человеческих. Анализ товарного запаса по группам поможет решить вопрос с ассортиментом, исследование оборачиваемости подскажет ответ на вопрос как лучше выстроить отношения с поставщиком, проведение ABC/XYZ-анализа даст представление о структуре ассортимента и поможет в формировании страхового запаса, а отсутствие норм запаса на конкретные числа поможет избежать ненужного дефицита.

Пример

Оборачиваемость по группе «косметика» 50 дней, отсрочка платежа 25 дней, т.е. для погашения задолженности перед поставщиком придется воспользоваться дополнительными средствами, т.к. товар еще не продан, деньги за него не получены. Соответственно, оптимальная схема работы с поставщиком должна быть не менее 50 дней отсрочки платежа.